Приватизация служебных квартир (расслужебливание). Без предоплаты.

Обжалование отказа ДЖО МО РФ в предоставлении жилого помещения

 

Согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»: служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Между тем, в 80-90-е годы прошлого века огромное количество квартир предоставлялось офицерам в качестве служебных, однако в дальнейшем вплоть до увольнения в запас и до настоящего времени другого жилья им не предоставлено. В большинстве случаев квартиры предоставлялись в закрытых военных городках, и уже в силу этого такое жилье считалось служебным (специализированный жилой фонд).

В двухтысячные годы в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации №752-р от 01 июня 2000 года закрытые военные городки в массовом порядке стали «открываться», то есть утратили свой «режимный статус» и стали существовать как обыкновенные гражданские города или микрорайоны.

Сложилась парадоксальная ситуация, когда семьи офицеров поколениями проживают в квартирах, когда-то предоставленных в качестве служебных, но распорядиться имеющимся у них жильем (как правило, единственным) не могут.

За разрешением сложившегося противоречия офицеры или их дети, а иногда уже и внуки стали обращаться в судебные органы. Однако суды первоначально занимали достаточно простую позицию – поскольку служебная квартира находится в военном городке, который ранее имел статус закрытого, то никаких других доказательств легитимности отнесения ее к специализированному жилому фонду не требуется. И на этом основании, применяли статью 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая запрещает приватизацию служебного жилья.

Положение дел кардинальным образом изменилось после вынесения Верховным Судом РФ знаменитого Определения от 23 июня 2006 года по делу №35-В06-12. В названном судебном акте в частности указывалось: «Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.

Поэтому, по мнению заявителя, суд неправомерно признал служебным занимаемое истицей жилое помещение и отказал ей в приватизации этого помещения.

Кроме того, ...она не может быть выселена из занимаемого ею жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда имелись основания признать, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и потому в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" оно подлежало передаче в собственность в порядке приватизации.»

Из приведенного выше текста следует два основных вывода:

Первый вывод не утратил своей актуальности и по настоящее время (и не утратит свою актуальность в будущем), а именно – «Никто и никогда не выселит из служебной квартиры офицера и/или членов его семьи из занимаемой служебной квартиры без предоставления другого постоянного жилья, даже если офицер утратил связь с Вооруженными Силами много лет назад»

Второй вывод – «Приватизация служебных квартир при определенных обстоятельствах возможна». Под «определенными обстоятельствами» следует подразумевать факт предоставления жилья в достаточно далеком прошлом, а также отсутствие сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП) сведений о служебном статусе квартиры. Как правило, в ЕГРП на квартиры, предоставленные в 80-е или 90-е годы (а зачастую и в 2000-е), вообще не содержат никаких сведений, в том числе даже о собственнике, не говоря уж о служебном статусе.

Действительно, практически до середины 2011 года судебная практика складывалась в пользу нанимателей служебного жилья. Суды удовлетворяли иски о признании права собственности на служебные квартиры в порядке приватизации.

Однако процесс приватизации служебного жилья приобрел такой массовый характер, что в Министерстве обороны РФ забили тревогу, - приватизироваться стали и те квартиры, которые могли и должны были оставаться в составе специализированного жилого фонда для обеспечения служебным жильем действующих бесквартирных офицеров.

Результатом проведенной Министерством обороны работы стало кардинальное изменение судебной практики. Суды повсеместно стали отказывать в приватизации. В основе судебных решений используется формулировка, смысл которой в полной мере раскрыт, например, в Определении Московского областного суда от 06.09.2011 по делу N 33-19981:

«Поскольку законом прямо предусмотрено, что принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключению жилых помещений из указанного фонда относится к полномочиям Министерства обороны, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии со ст. 92 ЖК РФ суд своим решением, не вправе исключить спорное жилое помещение из числа служебных.»

Но все же, не стоит опускать руки. При скрупулезном и последовательном подходе к делу задачу можно решить.

Идеологической основой достижения положительного результата является тот факт, что Министерство обороны РФ по-прежнему не спешит разбираться с имеющимся в его распоряжении специализированным жилищным фондом. Бывшие офицеры продолжают жить в номинально «служебных квартирах» на протяжении десятков лет после увольнения из армии. Такие обстоятельства существенным образом препятствуют реализации ими своего право на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации, поскольку иного жилья в собственности они не имеют, а их права по пользованию занимаемой квартирой существенно ограничены.

Практической основой является следующий алгоритм действий:

1) Отправка письма в Министерство Обороны РФ с просьбой передать занимаемую квартиру в собственность и с изложением мотивов, по которым квартира фактически утратила статус служебной. Такое письмо необходимо для того, что бы доказать суду, что Ответчик, несмотря на Ваше письменное обращение не предпринял никаких мер, что бы решить вопрос по существу. По истечении достаточно продолжительного времени (около двух месяцев) вы получите стандартную отписку, которую также можно приложить к материалам судебного дела;

2) Изготовить и подать в суд по месту нахождения спорной квартиры исковое заявление. Обращаем Ваше внимание, что «расслужебливание» может быть осуществлено в двух вариантах. Так, можно обратиться в суд с иском о признании права пользования квартирой на условиях договора социального найма и исключении квартиры из состава специализированного жилищного фонда. Также существует возможность требовать признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, ссылаясь на то, что вы фактически пользуетесь квартирой на условиях социального найма. По нашему мнению единственно правильным способом является второй вариант – подача иска о признании права собственности в порядке приватизации, поскольку в этом случае суд концентрируется на решении единственной задачи – признавать или не признавать право собственности, тогда как при первом варианте суду придется исключать из специализированного фонда квартиру, собственником которой является Минобороны России, и таким образом вступать в противоречие с устоявшейся практикой, подтвержденной судами выше стоящих инстанций.

3) Заказать на всех членов семьи, зарегистрированных в квартире, сведения из ЕГРП о том, что у вас нет и не было в собственности жилых помещений. Такие сведения помогут вам прежде всего доказать суду, что спорная квартира является вашим единственным местом жительства и другого жилья у вас в собственности нет.

4) Получить кадастровый и технический паспорт на спорную квартиру.

5) Получить выписку из ЕГРП – из данного документа будет следовать, что спорная квартира не оформлена надлежащим образом как служебная.

6) Запросить администрацию города, в котором расположена спорная квартира информацию о ее статусе (является ли она служебной);

7) Запросить в архиве городской администрации выписку из соответствующего Постановления, согласно которому квартира была отнесена к служебному жилому фонду;

8) Запросить в военкомате выписку из Приказа об увольнении из армии;

9) Попробовать найти выписку из Протокола заседания жилищной комиссии, решением которой вам была распределена спорная квартира.

В случае выполнения перечисленных выше мероприятий и надлежащей оценке имеющихся фактов и документов «расслужебливание» квартиры становится вполне реальным.  Обращаем Ваше внимание, что каждый случай не похож на другой и требует кропотливой подготовки документальной базы, изучения фактических обстоятельств дела и их соответствующей интерпретации.

Мы оказываем услуги по "расслужебливанию" жилья. Оплата услуг производится по факту оформления собственности на жилье.

Справки и консультации по телефону: 8 916 725-84-93.

Услуги